1 февраля 2013 г . ООН приняла дополнения к Декларации прав ребёнка, связанные с правом ребёнка на игру.
В последнее время во всём мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру. IPA также ставит своей задачей консолидацию усилий специалистов для исследования состояния детской игры в разных странах мира.
IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света в результате, которого были выявлены следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:
- безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благосостояния ребенка;
- безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благосостояния ребенка;
-
приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных знаниях всё более вытесняют игру из жизни
школы и дошкольных учреждений;
-
дух нездоровой соревновательности, успеха
и “победы любой ценой”, который царит на
различных детских соревнованиях
и состязаниях;
-
сворачивание культурных традиций, маркетизация
и коммерциализация детства;
-
отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на
повышение родительской и педагогической компетентности.
Перечисленные
тенденции находятся в явном противоречии с правами ребёнка, заявленными в статье 31 Декларации о правах
ребёнка. Эта
статья утверждает право
ребёнка « … участвовать в играх и
развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно
участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Однако в данной
редакции статьи игра
фигурирует как одна из форм
участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и
пр. При этом специфика игры
и её ключевая роль в развитии ребёнка в данной формулировке не акцентируется.
В
этой связи в мае 2008 Международная Ассоциация Игры направила в Комитет по Правам Ребенка ООН предложение о пересмотре Общего Комментария к статье 31 ООН Конвенции о Правах
Ребенка. Предложенное
дополнение должно
способствовать общему для
разных стран пониманию
сущности игры и выработке
единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребёнка на игру. Дополнение
содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для её
поддержки.
В
этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма
активности ребёнка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно
важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье,
защите, обучении. Игра
определяется как добровольная, спонтанная,
свободная детская деятельность, приносящая
радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования
человека в культуре.
Дополнения
содержат предложения по реализации права на игру. Эти меры предусматривают:
-
включение игры в общественные программы поддержки психического и физического
здоровья детей;
-
создание условий для игры
и игровых сред во всех
учреждениях, где присутствуют дети, включая
больницы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения;
-
обеспечение базовых условий для
здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и
времени для свободной детской активности как на улице, так и в помещении.
В
образовательных учреждениях необходимо:
-
обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества в игре;
- разработать и осуществить программу
исследования значения игры
для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучение
педагогов, волонтеров
и всех специалистов,
работающих с детьми;
-
усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности
обучения.
В
семейной и общественной жизни:
-
игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной
среды и как форма заботы взрослых о детях;
-
любая инициатива, способствующая позитивным
отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана
государством;
-
игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в
общество;
- для детей должна быть создана
безопасная игровая среда,
которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического,
похищений и пр.).
Для
создания условий для детской игры необходимо:
-
обеспечить специальное место, время
и оборудование для игры с
участием квалифицированных специалистов; создавать для всех желающих
взрослых программы
поддержки игры, позволяющие детям свободно
и творчески играть и получать удовольствия от игры;
-
обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных
возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных
возможностей;
-
способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр;
- остановить коммерческое
использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие,
агрессию, разрушительные
действия;
-
поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с
правилами на всех
возрастных этапах развития;
-
обеспечивать всех детей, включая
детей с особыми
нуждами, адекватными
игрушками, игровыми материалами
и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие
как дошкольные игровые
группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.
Планирование инфраструктуры населенных пунктов
должно осуществляться с учётом потребностей детей. Нужды детей должны быть
приоритетными при планировании пространства жизни людей:
-
дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений, связанных с их непосредственным окружением;
-
при планировании новых построек и реконструкции
имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические
особенности детей разных
возрастов. Для этого важно:
*
Распространять имеющиеся
знания о роли игры, о
методах её поддержки среди специалистов и
политических деятелей.
*
Выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и по возможности нивелировать
неблагоприятное воздействие городской среды на детей и семью.
*
Создавать условия для беспрепятственного
передвижения детей в социальном пространстве, обеспечить безопасный доступ к различным сооружениям, паркам и площадкам.
*
Сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным
законом требований.
После
включения ООН данных дополнений в Декларацию
о Правах Ребенка, которое
состоялось 1 февраля 2013 года Право Ребенка на Игру признаётся приоритетным и
отныне отражено в Соглашении по Правам Ребенка
Материалы
официального сайта Центра игр и игрушек МГППУ,
Материалы официального сайта ООН
Комментариев нет :
Отправить комментарий