понедельник, 6 апреля 2015 г.

Интересные материалы о вальдорфской кукле



Знаете, что меня просто унесло на волне вдохновения за последний (хоть и поздний) час? :) Это пост Елены Ладан, там есть в самом конце радость от того, что она может принять участие в совместном проекте "Кукла в вальдорфском стиле". Однажды я "услышала" мнение Даны Бар о том, что либо ты живёшь "по - вальдорфски", либо нет - совместить не получится (привожу произвольно, но то, что сама вынесла). Да, погружаясь в этот мир, действительно понимаешь, что система не приемлет компромиссов в виде "иноверцев". И я понимаю, что живу в той реальности, что вокруг меня, а, значит, и пластмассовые игрушки, масса техники... И тем не менее я давно влюблена в этот мир, за которым наблюдаю лишь со стороны. Всегда "точила" изнутри мечта обогатить свой кабинет психолога именно такими куклами - игрушками, сделанными своими руками. И вот, я думаю, пришло время, наконец, перенять всё - таки особенно ценные для меня "изюминки".
 Вы только вдумайтесь: лоскутные одеяла, глиняные мисочки, бесконечная игра, театр, свободное погружение в "домашний быт" с приготовлением пищи, вязанием..., удивительные игрушки, созданные своими руками... Ну, "рай" для мамы и не только. :) Конечно, повторюсь, я понимаю, что это лишь маленькие элементы, но они так приближают детей к "естественному", что, наряду с впитыванием идей М. Монтессори при создании развивающей среды своего маленького сына, я решила понемногу перенять и лучшие, доступные нам в потоке суеты и современности, моменты вальдорфской школы... Сейчас, я думаю, это особенно оценит дочка. В конце концов, я уверена, что путь по "течению" развития ребёнка - это самый благоприятный выбор, который могут сделать родители. А это проявляется не в доминировании, а в направлении и соучастии, чему в большей степени способствует организация предметно - развивающей среды. Что такое вальдорфская школа? И что в ней такого привлекательного? "Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. 

Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании." ("Школа Семи Гномов") Кое - что уже в этом направлении у нас дома делается: так, всё больше и чаще я стала приобретать деревянные игрушки. Когда Маринке уже исполнилось 4 года, я вдруг осознала, что у нас практически нет игрушек на батарейках со звучанием, а в раннем возрасте и не было вообще - это не специально, а скорее где - то на интуитивном уровне. Не скажу, что мне хочется совсем отказаться от этого сейчас, но приоритет есть. :)

 

Кстати, это наша коллекция матрёшек - сказок, о которой я недавно упоминала.


Добавила чуть позже... Это наши деревянные игрушки - дергунчики.

 

А какие праздники проводятся!... "Праздники в вальдорфском саду занимают особое место. Ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Они проводятся в духе народных традиций. Детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. Это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. Поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют. В вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (Нового года, Женского дня), существуют и другие праздники. Например, День Урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами. А в ноябре - праздник Фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. На Рождество – спектакль о Чуде, свечи, яблоки и тихая музыка. После Нового года – Колядки, Масленица - с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела. На Иван – Купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры. Ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его День Рождения. Малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. Затем поздравления с Днем Рождения, подарки, хороводы, домашние угощения". ("Школа Семи Гномов") Очень нравится концепция в отношении развития детей: "всему своё время". Что в моём случае не совсем нам подходит, так как цифрами и буквами мы (и не только мы - таков "уклад" наших современных детей) стали интересоваться уже сейчас. :))) Ведь "идём" за ребёнком и в той атмосфере адаптируемся, что вокруг нас. :) Но сама вот эта "звучащая" мысль об индивидуальности мне очень импонирует: никаких статусов, никаких оценок, наиболее полное раскрытие своих способностей - цель: избежать ощущения неполноценности. Для дошкольников это очень важно, когда "Я - концепция" только формируется, очень хрупка. Минусы есть, но они только для тех детей, кто непосредственно посещает вольдорфский сад, я думаю. А вот использовать потенциал хотя бы отдельных элементов вполне допустимо и только в плюс гармоничному развитию. :) Таким образом, я решила научиться шить! :)) "Да..", - подумала я сначала с некоторой завистью и сожалением, - "Какие замечательные игрушки, КУКЛЫ". Я не очень люблю иголку с ниткой, но ведь увлекло шитьё пальчиковых игрушек... Может, и в этом случае я получу возможность обогатить и домашнюю игру, и в детском саду предметно - развивающую среду вальдорфской куклой (особенной педагогической куклой, созданной по мотивам народных и призванной гармонично влиять на развитие). Очень уж понравилось, что создаётся она из всего натурального. :)

По материалам сайта: http://psychologistsgarden.blogspot.ru/2015/02/blog-post_10.html

Комментариев нет :

Отправить комментарий