Правила, регулирующие взаимоотношения
между родителями и детьми, между самим детьми - есть в каждой семье. Весь
вопрос - какие эти правила? Что это за правила? Если вы не устанавливаете
правила специально и продумано, они устанавливаются сами, и не всегда удачно.
Например, в семье по факту могут
установиться следующие проблемные правила: "Если я утром не одеваюсь, мама
меня оденет". "Если утром я копаюсь и устраиваю скандал, то не пойду
в детский сад". "Если я отказываюсь убирать в своей комнате, это
сделает мама". (Вариант не лучше "Если я отказываюсь одеваться,
копаюсь или не убираю за собой игрушки, на меня накричат или дадут по
попе"). Наверное, вам нужны более разумные правила.
Когда в семье есть простые, ясные и
одновременно разумные правила, жить легче всем. В этом случае ребенок заранее
знает, что от него ждут, он сам знает, когда нарушил правило, и это не нужно
доказывать через скандал. Когда правила для ребенка становятся привычными, они
становятся естественной нормой жизни, и тогда вы можете почти полностью
отказаться от «приказов» или специальных запретов.
Дети от 2 до 5 - эгоцентричны,
сконцентрированы на собственных желаниях и нуждах, оставаясь абсолютно
равнодушными к тому, насколько невнимательны они к другим. Некоторые
дошкольники также проходят через стадию «собственничества», без раздумий
вмешиваясь в дела родителей, потому что хотят абсолютного родительского
внимания.
В дошкольном возрасте дети еще
затрудняются напоминать правила сами себе, большинство правил живут как
формулировки старших, с которыми дети согласны. "В 9 часов ты ложишься
спать!" - это говорит папа, это напоминает мама, и ребенок к этому
привыкает. Самые главные, самые общие правила обычно проговариваются редко, но
так или иначе, скорее на уровне чувства, дети их также усваивают. Для
дошкольника это важные правила следующие: "Я должен иногда развлекать себя
сам". "Упрямство не принесет мне никакой выгоды". "Я могу
засыпать в одиночестве и спать всю ночь". "Если это важно, я должен
делать то, что скажут мои родители".
А что для этого должны говорить родители?
Приведем типовые варианты.
Подъем
Я тебя бужу - ты мне улыбаешься и встаешь
в течении минуты.
С утра никаких игр, нужно быстро умыться и
собраться.
Мы выходим в детский сад вовремя, даже
если ты не успел полностью одеться.
Еда
Я определяю, что будет на обед. Ты решаешь
будешь ли ты есть и сколько.
Во время еды мы остаемся сидеть за столом.
В это время на нем нет места игрушкам.
После еды мы все говорим маме
"Спасибо!" и уносим посуду за собой на кухню.
Безопасность
Если рядом проезжая часть, ты должен
оставаться рядом со мной.
Если ты гуляешь и покидаешь двор, нужно
сначала сообщить об этом родителям. Кто-то из нас всегда всегда должен знать
где ты находишься.
Отношения с окружающими
Мы относимся ко всем дружелюбно. Бить, отнимать
игрушки или бросаться предметами запрещено. Если нам что-то мешает, мы можем об этом сказать.
Мы разговариваем друг с другом дружелюбно,
без ругательств и крика.
Игры
Начинаются драки - кончаются игры.
Используйте правило "Стоп!"
Сначала ты убираешь старую игру, потом
достаешь новую.
Свои игрушки ты убираешь сам.
Телевизор и компьютер
Я решаю, как долго ты можешь смотреть
телевизор. Мы решаем вместе, что ты можешь смотреть. Тебе разрешено включать
телевизор только с моего разрешения.
Компьютер и айпэд - только при отсутствии
драк, только полчаса в день и только пока это не нужно старшим. Новые программы
и игры закачивает только папа.
Сон
В 9 часов дети ложатся спать.
После «сказки на ночь» мама или папа
выключают свет и уходят из комнаты.
В постели дети не кричат, лежат тихо,
стараются заснуть.
Могут ли правила в вашей семье быть
другими? Конечно, могут: дети разные, разные семьи. В хороших семьях в этом
возрасте родителями могут быть введены правила более серьезные. Например, смотри
Как Миша поставил бабушку в угол
В каждой семье могут быть немного свои
порядки, важно только уметь свои правила правильно формулировать. Для этого
чаще представляйте, как бы вы хотели, чтобы ребенок себя вел, после этого
переведите это на язык конкретных действий, где формулируется не только в
негативе "Что нельзя", а в позитиве "Как правильно".
Легко сказать: "Никогда не дерись с
сестренкой!", но это - не правило, потому что умный ребенок на это
спросит: "А что мне делать, если вас нет, а сестра у меня отняла мою
игрушку, не отдает и дразнится?" Возможно, в такой ситуации вашим детям
больше поможет правило "Стоп!", а может быть, вы придумаете что-то
еще более интересное.
Сила правил в их устойчивости - и
одновременно в способности меняться, когда меняется ситуация (например, вы
летом переезжаете на дачу). Всегда лучше, когда правила записаны. Всегда
веселее, когда их можно всем проговорить хором и громко. Отлично, если их можно
спеть или рассказать как стихи. Вначале правила живут только потому, что о них
помнят родители. Со временем правила живут, потому что к ним уже привыкли
дети...
По материалам сайта: http://www.psychologos.ru/articles/view/pravila_dlya_rebenka_3-6_let_doshkolnik
Комментариев нет :
Отправить комментарий