Ломает, разбрасывает, оставляет... Как научить ребенка бережному отношению к вещам? Автор: Н.И. Козлов
Маленькие дети не знают,
что такое «свое» и «чужое», они легко берут все чужое, что им нравится, и
бросают свое, как только оно им на минутку надоело. Как приучать детей уважать
чужую собственность и беречь свое? Многие родители думают, что правильное
отношение к собственности можно выработать только в том случае, если эта
собственность у ребенка появится, и торопятся дарить ребенку дорогие игрушки:
«Это теперь - твое! Береги! Не ломай, не теряй!» Ребенок подарку радуется, но
ломает и теряет все по-прежнему.
Большинство мам убеждены,
что для этого достаточно ребенку сказать, что «Это - твое!», и ребенок «свое»
начнет беречь. Они думаю, что "собственность" воспитывает ребенка
сама по себе. Нет, это не так. Умного и взрослого ребенка
"собственность" воспитывает, а вашего, возможно, развращает...
Уважаемые мамы, мы знаем, что вы любите детей и вам нравится им все дарить, но
от этого правильного отношения к вещам у детей не образуется. Ребенок, у
которого теперь есть "своё", умнее и ответственнее от этого еще не
стал. Он может теперь стать как щедрым ("Берите, мне не жалко!"), так
и жадным ("Не дам, это мое!"), может начать относиться как очень
бережно, так и неаккуратно бездумно: притащил подаренную дорогую модель
самолета приятелям, там этот самолет вместе поломали в первые же пять минут.
Более взрослые дети уже
знают, что такое "своё" и "чужое", но вещи свои
разбрасывают и ломают. Более того, именно потому, что это вещи "их",
"их собственность", они могут вас не слушать и делать со своими
вещами все что им хочется. Если вещь ребенка "уже его", то ваши слова
"как ты должен ею пользоваться" звучат уже легковесно: хочу
прислушаюсь, хочу - нет. Вещь моя, хозяин - я! Да и если вещь поломается, то -
не твоё дело, это моя вещь: я сам с этим разберусь.
Вы подарили сыну
радиоуправляемую машинку и хотите показать, как обращаться с нею правильно.
Ага! Все, это же уже его, он будет играть так, как хочет он, и выковыривать
оттуда батарейку отверткой, как ему удобно. И не лезьте, не мешайте: раз
подарили, то теперь это моё, уберите свои руки!
Вот вам и первая подсказка:
не торопитесь отдавать вещи ребенку в его полную личную собственность, давайте
детям вещи в пользование, четко обозначая правила. Например: "Мы с мамой
купили тебе конструктор Лего, как ты просил. Маму - целуй! Слушай правила.
Первое правило: главный за игру - ты. Сестру научишь, как пользоваться, но если
она что поломает или потеряет - отвечает не она, а ты. Ты старший. Второе правило: детали
игры живут только в коробке. Если вы пошли смотреть телевизор, а детали Лего
остались раскиданы по комнате, игру забираю на несколько дней. И третье
правило: правило "Стоп!"
Начинаете ссориться - не кричать, не драться, а сказать "Стоп!" и
прекратить все дела. Повтори правила!"
Итого: дети знают правила
пользования, а родители управляют процессом. Никаких заявлений: "Это моя
игра, играю как хочу!" - не будет. Не обязательно это проговаривать, но
игру Лего, которую купили родители, принадлежит родителям, а не
детям. Детям игра дается только в пользование и в любой момент игру можно
забрать. Начали деталями кидаться, это уже не Лего, игру забираем. Приучите
ребенка к тому, что все в доме определяют родители.
Господи, в наше время эти
слова уже страшно сформулировать: "В доме все определяют родители, а не
дети"... Однако для того, чтобы приучить детей к сотрудничеству и
уважению, первым шагом должно быть именно это: уважение к слову родителей. Если этого
не будет, вас просто не будут слушать. Подумайте над этим сами и почитайте
статью "Все лучшее - взрослым!".
"Кто пользуется
вещью" и "Кто хозяин вещи" - два вопроса разные. Пользуется -
ребенок, а является хозяином - папа (или мама). Зачем так? Так вы быстрее
воспитаете у детей правильное, бережное отношение к его вещам. Уважаемые
родители, правильное отношение ребенка к вещам, понимание «моё» и «не моё»,
умение беречь и не ломать - это навык, а навык вырабатывается не в результате
вашего доброго отношения к ребенку, а в результате хорошо построенного
обучения. Какого? Как это делается?
Дети учатся на образцах.
Если вы своим собственным примером каждый день показываете, что ботинки нужно
чистить, одежду с улицы нужно не бросать на стулья, а вешать в шкаф, а на столе
у вас обычно разобрано и лишних предметов не стоит (чашку уберите, да?), то
постепенно это станет частью сознания ребенка: "нормальные люди живут
именно так".
Дети живут по правилам. Дети всегда
живут по правилам, просто не всегда это правила ваши. А нужно, чтобы они жили
по вашим правилам, поэтому приучайте детей вас слушать и слушаться, и
формулируйте правила умные, простые и понятные. "Каждая игра живет в своей
коробочке". "Чтобы начать новую игру, нужно вначале убрать
старую". "Игрушками - не дерутся". "Используй правило
"Стоп!" и "Все решают старшие".
Любое
новое дело нужно осваивать под присмотром и контролем. Как пользоваться
"своим", ребенок еще не знает, поэтому учите этому шаг за шагом так
же подробно, как учили его завязывать шнурки. "Вот так" эту игрушку
брать можно, а так - нельзя. Так ею играть правильно, а так ею стучать нельзя.
Играете дружно - молодцы, а начинаете ссориться - игрушку отбираю. А чтобы было
легко отобрать, не нужно "дарить насовсем". Все
вещи в вашем доме принадлежат вам, родителям, у ваших детей нет ничего
такого, чтобы он мог вам "не дать": не создавайте сами себе эти
ненужные неприятности.
А когда у вас все получится
и ваши дети научатся вещами пользоваться правильно: будут их беречь, будут ими
разумно делиться - тогда вы, наконец, можете им дарить в их полную
собственностью все, что угодно: телефоны, айфоны, планшеты и любые другие, в
том числе по-настоящему дорогие вещи. Умным детям мудрых родителей, то есть вашим
детям - уже можно все!
Комментариев нет :
Отправить комментарий